Наличие адекватной самооценки — это одно из тех качеств, которое любой родитель хочет видеть в своем ребенке. Но вырастить успешного, счастливого ребенка — это непростая задача, которую решать должны в первую очередь родители. И здесь важно говорить не только о методах воспитания, но и о собственном примере родителей, которые относятся друг к другу с теплотой и уважением. Если родители учат детей одним ценностям, а сами используют в жизни другие, то дети воспримут именно последние. Отсюда простой вывод: у самих родителей должна быть адекватная самооценка. Внимание нужно обратить на заложение добротного фундамента. По мере ежедневного общения с детьми можно заметно повысить самооценку ребенка либо, наоборот, круто ее изменить, причем далеко не в лучшую сторону.
Для развития самооценки ребенка важен любой этап возрастного развития, но дошкольный возраст наиболее значим для ее формирования. В дошкольном возрасте считается нормой немного завышенная самооценка, ведь ребенок только учится оценивать себя. Поэтому в этом возрасте важно прикладывать усилия для формирования адекватной самооценки. В младшем и среднем школьном возрасте самооценка становится всё более адекватной и влияют на неё не только значимые взрослые, но и сверстники. В подростковом возрасте важно понимать, что повышенный контроль со стороны родителей, скорее всего, приведет к понижению самооценки. В этот период родителям важно проявлять искренний интерес к увлечениям и интересам подростка, верить в их способности и силы.
Но на любом возрастном этапе важно соблюдать определенные рекомендации:
- необходимо хвалить ребенка за его достижения. Похвала природных способностей ребенка позволит раскрыть талант ребенка, в то время как замечания, что что-то не получится, наоборот, понижают самооценку.
- обращаться с ребенком с уважением, прислушиваться к его мнению. Можно спросить совета ребенка по какому-либо не принципиальному для вас вопросу и поступить именно, как он посоветовал. Просить помощи у ребенка, чтобы он ощутил, что значит быть взрослым и ответственным. При этом ставить перед ребенком выполнимые задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
- наказывать ребенка, не унижая его достоинства и адекватно проступку. Это не должно быть ни физическое, ни моральное наказание. Лучше заранее вместе с ребенком определить приемлемый для обеих сторон метод наказания при определенных ситуациях и четко следовать этой договоренности. Тогда ребенок будет чувствовать справедливость этого наказания.
- учить правильному общению со сверстниками, ведь на самооценку влияет и окружение.
Но какие бы мы ни давали рекомендации, залог уверенности в себе — это уверенность в том, что тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть.